Взяточничество — опасное посягательство на власть

Взяточничество является самой опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Несмотря на принимаемые меры противодействия коррупции, ужесточения антикоррупционного законодательства, в нашей стране наблюдается неуклонный рост преступности, связанной с получением и дачей взяток.



Что скрывается под понятием взяточничества?


Взяточничество — это предусмотренные ст. 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ, преступления против интересов государственной (муниципальной) службы, заключающееся в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе

Взяточничество это классическое проявление коррупции — опаснейшего преступного явления, нарушающего основы государственной власти и управления, подрывающего авторитет власти и дискредитирующее её в глазах населения, затрагивающее права и интересы граждан. Крайне большая степень общественной угрозы получения взятки обусловливается тем, что оно стремительно деформирует нормативно определённый порядок исполнения некой частью непорядочных официальных лиц своих должностных полномочий и, тем самым, резко нарушает интересы государственной службы.


Ответственность за взяточничество


Ответственность за взяточничество регулируются нормами УК РФ, однако введенные ещё в 1996 году нормы до сих пор порождают множество дискуссий в теории уголовного права, а также проблем в правоприменительной деятельности. Несмотря на принимаемые меры противодействия, изменение антикоррупционного законодательства, наблюдается неуклонный рост преступности, связанной с получением и дачей взяток.

С 2016 года ответственность за все виды взяток были ужесточены. В настоящее время реальным наказанием за преступления является штраф или лишение свободы, а такое положение затрудняет определение вида наказания на практике, так как очень сложно определить степень совершённых коррупционных действий, если не были получены прямые доказательства. Причем следственные и судебные органы отталкиваются из сложившихся условий и личности обвиняемого. Как правило, максимальные сроки присуждаются тогда, когда деяние совершается не в первый раз, когда человек отрицает факт дачи денежных средств либо иных ценностей или услуг, а кроме того есть прочие непроверенные сведения о попытке дать взятку за совершение других действий, которые нужны для этого человека.

Необходимо отметить, что степень общественной опасности взяточничества целесообразно исчислять не столько из величины взятки, сколько из наступивших последствий, которые были обусловлены взяткой и обещанием должностного лица. Например, безосновательный и нелегальный отказ в возбуждении уголовного разбирательства не имеет меньшей общественной опасности, независимо от полученной следователем суммы взятки: будь то 200 тысяч рублей или 2 тысячи рублей

Вместе с тем, согласно измененным правовым нормам Уголовного кодекса РФ, такое деяние следует квалифицировать по ст. 291.2 УК РФ, которая закрепляет значительно мягче ответственность по сравнению с ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Мнение адвоката


На мой взгляд, решение законодателя о внесении в УК РФ состава получения взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб., было поспешным и беспочвенным, что не способствует усилению противодействия коррупции. К тому же, современное уголовное право России и без того имеет большой набор средств, гарантирующих обвиняемым по ст. 290 УК РФ шанс получить освобождение от уголовной ответственности, а осуждённым надеяться на привилегии при назначении наказания, в том числе, и освобождения от него.

Таким образом, важно, при квалификации уголовного поступка, сделать разграничение между видами взяток.