Защита прав потребителей при оказании услуг общественного питания


Защита прав потребителей при оказании услуг общественного питания в современной Российской Федерации жизненна для каждого человека, так как любой человек является потребителем продуктов, работ и услуг являясь участником правоотношений, складывающихся в области потребительского производства и торговли. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Также оказание услуг общественного питания возможно через Интернет, причем потребность в дистанционном оказании услуг возрастает.

Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые зафиксированы в законе о защите прав потребителей. Незнанием потребителями своих прав пользуются продавцы, которым потребители часто доверяют.

В настоящее время защита прав потребителей представляет собой комплексный институт права, т.к. правовое регулирование отношений по защите прав потребителей реализуется применением норм различных отраслей права: гражданского, конституционного, административного, экологического, уголовного и иных отраслей права. Основное требование к актам – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей», и не должны снижать гарантии прав потребителей, предусмотренные действующим законодательством.

Защита прав потребителей, в том числе услуг общественного питания – это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.

Субъектами правоотношений по защите прав потребителей выступают две стороны, с одной, это потребители – физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, приобретающие товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, а с другой стороны, изготовители, исполнители или продавцы – индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Также, в определенных случаях, помимо самого потребителя, субъектами защиты потребительских прав могут являться органы местного самоуправления, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и его органы, а также такие юридические лица, как общественные объединения, союзы, ассоциации потребителей.

Следует отметить, что важным субъектом защиты прав потребителей является суд. Принятое судом решение обязательно для ответчика, он должен будет его исполнить в любом случае.

Однако некоторые авторы включают юридические лица в понятие «потребитель», что не целесообразно и не отвечает основной концепции Закона: защита прав потребителя. Для того чтобы устранить данную коллизию необходимо внести в закон, четко сформулированное понятие потребителя, которое не позволит его расширительно интерпретировать.

Порядок защиты прав потребителей услуг общественного питания таков, что клиент общепита может привлечь к ответственности предприятие общественного питания, в котором была оказана некачественная услуга в рассматриваемой сфере, потребовав возмещения, причиненного вреда. Сначала потребитель должен обратиться к руководству предприятия общественного питания, в котором оказали такую услугу, написав письменную претензию. В претензии необходимо описать все обстоятельства случившегося и предъявляемые требования. В случае уклонения руководства общепита от встречи с пострадавшим клиентом, либо при отказе в удовлетворении написанной претензии и так далее, нужно написать жалобу в Управление Роспотребнадзора. Именно на основании этой жалобы будет проведена внеплановая проверка конкретного заведения общественного питания. Также возможно, что потребителю услуг общественного питания придется отстаивать свои права в суде.

Однако, следует отметить, что в настоящее время предъявление претензии по делам о защите прав потребителей не обязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя. Чтобы ликвидировать многочисленные обращения в суд необходимо дополнить Закон РФ «О защите прав потребителей» самостоятельной статьей о досудебном порядке урегулирования споров.

Судебная практика показывает, что наиболее востребованы такие способы защиты прав потребителей, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, изменение или прекращение правоотношения, самозащита. Указанные способы защиты прав потребителей могут быть применены управомоченным субъектом одновременно или в отдельности.

Таким образом, защита прав потребителей в сфере оказания услуг общественного питания – это комплекс мер, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и предприятием общественного питания. При этом защита прав потребителей в сфере оказания услуг общественного питания основывается на общем законодательстве о защите прав потребителей, что не всегда отвечает специфике сферы услуг общественного питания. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование механизма защиты прав потребителей услуг общественного питания, например, закрепление обязательности предъявления претензии, о чем я говорил выше. Ведь применение более эффективных методов защиты прав потребителей, безусловно, является социально-ответственной и значимой функцией правового государства, так как позволяет создать системный подход к защите прав потребителей услуг общественного питания.

Просмотров: 61

© 2018 Адвокат СЕРОВ А.П.

Created by stillart

  • Black Instagram Icon
  • Black Vkontakte Иконка
  • Black Facebook Icon
  • Black Twitter Icon