Правовое регулирование телекоммуникационных услуг

Специфика телекоммуникационных услуг, как своеобразного предмета гражданско-правовых взаимоотношений, практически не изучена. При этом большое количество различных правовых актов, которые содержат в основном императивные нормы, порождает на практике существенное число коллизий и противоречий, выливающихся в судебные споры, а иногда и к возбуждению уголовных дел.


Существующее определение телекоммуникации


Телекоммуникации — сфера человеческой деятельности, связанная с технологическим миром передачи данных в обусловленном времени и пространстве. Телекоммуникационные услуги могут быть разными: телефонная связь, радиосвязь, спутниковая связь, интернет — наиболее распространенный вид телекоммуникационных технологий. Несмотря на то, что различия между компьютерными, телефонными, телевизионными и первичными сетями, безусловно, существенны, все эти сети на достаточно высоком уровне абстракции имеют сходные структуры.

Использование телекоммуникационных средств в деятельности людей чувствуется повсюду: в радионавигации, в медицине, в промышленности, в службах общественной безопасности, в финансово-экономической работе, в образовании и т.д. С появлением новых технологий и увеличением объёмов информации, передаваемой по каналам связи (особенно через сеть Интернет), а также благодаря постоянному совершенствованию средств связи, всё более очевидным становится вспомогательная функция телекоммуникационных услуг.


Проблематика вопроса


Проблема состоит в том, что в литературе фактически не изучена специфичность телекоммуникационной услуги как своеобразного предмета гражданско-правовых взаимоотношений. Вопреки большому числу подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы оказания тех, либо других телекоммуникационных услуг, существует правовая неясность в установлении правовой природы соглашений, опосредующих предоставление подобных услуг, нет понимания существенных условий таких соглашений. При этом большое количество различных правовых актов, которые содержат в основном императивные нормы, порождает на практике существенное число коллизий и противоречий, выливающихся в судебные споры, а иногда и к возбуждению уголовных дел.

Сложившаяся обстановка негативно отражается на формировании отрасли телекоммуникационных услуг. При этом эра массового информационного сообщества диктует потребность в создании всех условий, а, в первую очередь, правового регулирования области телекоммуникационных услуг для дальнейшего развития эпохи информатизации.

Так, к примеру, применяемые в законодательстве термины «электросвязь» и «услуги электросвязи» с учетом этимологии этих определений и уровня развития технологий, не в полной мере отражают суть телекоммуникационных услуг, так как для соединения, используются не только электроимпульсы, но и радиоволны, световые лучи и прочее.


Возможные решения данного вопроса


В связи с вышеизложенным, целесообразно внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», добавив в неё понятие «телекоммуникационные услуги», сформулированное Кузнецовой О.А.:

«Телекоммуникационная услуга — это единый технологический комплекс действий, состоящий в приёме, обработке и передаче телекоммуникационных сигналов по телекоммуникационным сетям по радиосистеме, проводной, оптической и другим телекоммуникационным системам».

Таким образом, развитие телекоммуникаций — необходимое условие для формирования благоприятных условий развития современных информационных технологий. Ситуация с возникновением коллизий будет существовать, пока не будет издан единый правовой акт (например, кодекс телекоммуникационных услуг), который будет чётко закреплять понятия, методы государственного регулирования, ответственность всех сторон, а также существенные условия договора. Поэтому развитие телекоммуникационной отрасли является приоритетным и стратегическим направлением для правительств всех стран, и Россия здесь – не исключение.